Новости

Портал Право.ру сравнил российские и международные юррейтинги

На российском юррынке завоевали свое место шесть основных юридических рейтингов, на которые ориентируются как консультанты, так и заказчики. Мы проанализировали, в какие исследования попадает больше всего компаний и рекомендованных юристов, совпадают ли лидеры, и сколько рульфов и ильфов представлено в каждом.

Как юррейтинги приходили в Россию

Первыми лучших на российском юррынке стали определять международные аналитики. Legal 500 и Chambers «вошли» в Россию в середине 2000 годов. Экономический рост и инвестиционный бум привлекли на рынок иностранных игроков, и у зарубежных рейтингов возникла потребность в исследовании местного рынка юруслуг. Разумеется, в подобных обстоятельствах зарубежные юрфирмы попадали в рейтинги первыми, объясняет Екатерина Клейменова, основатель LegalBranding. Только в 2010 году в России появился первый национальный рейтинг «Право.ru-300», в котором было заметно усиление роли российских юрфирм, по сравнению с Legal 500 и Chambers, а с 2015 года исследование юррынка стал проводить ИД «Коммерсант». 

Тенденция «гегемонии» ильфов в международных рейтингах сохранилась до сих пор, уверен управляющий партнер КА Юков и Партнеры Андрей Юков. «У меня есть ощущение, что одна из задач Legal 500 и Chambers – лоббировать интересы ильфов», – говорит он. В результате возглавляемая Юковым коллегия приняла решение подаваться только в два отечественных рейтинга. «Международные рейтинги смотрят на российский рынок юридических услуг в первую очередь с точки зрения своего потребителя – глобальных компаний, – отмечает Вероника Галкина, ведущий аналитик рейтинга «Право.ru-300». – Логично, что они рекомендуют те юрфирмы, которые ведут свою деятельность или уже выступают консультантами в юрисдикции потенциального заказчика». 

Именно авторитет рейтинга и прозрачность методологии – два ключевых фактора, которые могут повлиять на решение ведущих игроков юррынка поучаствовать в исследовании, объясняет Елизавета Середина, менеджер отдела развития бизнеса ЮФ Пепеляев Групп . При этом у российских рейтингов есть преимущество в оценке национального рынка. «Они имеют прямой и максимально полный доступ «к телу» консультанта и его проектам, – считает директор по развитию бизнеса КА Ковалев, Тугуши и партнеры Евгений Ковалев. – Иностранные справочники зачастую не имеют подобного доступа из-за различных барьеров».

Участники рынка отмечают, что для российских юрфирм национальные рейтинги являются более достижимыми и, следовательно, привлекательными. В то время как международные рейтинги более внимательны к ильфам, работающим в России, а к «новичкам» относятся с осторожностью. Вот и Евгений Ковалев обращает внимание на эту «неподвижность списка победителей». В этой связи он предлагает задать простой вопрос: «Возможна ли списочная стабильность в столь турбулентное время, когда вся экономика, включая юррынок, в активном движении?». Есть фирмы, которые за год–два значительно укрупнились, другие при этом сильно «просели», рассуждает эксперт: «Если рейтинг – это снимок реальной рыночной картины, то ситуация в нем должна меняться из года в год». 
Отличаются и критерии, по которым аналитики выбирают лучших. В Legal 500 и Chambers высокий вес (50%) имеют отзывы клиентов, 40% – проекты, 10% – отзывы конкурентов. У «Право.ru-300» первоочередной критерий – оценка представленных проектов, что создает ежегодную динамику в рейтинге, подчеркивает Вероника Галкина. При этом иностранные рейтинги, в отличие от российских, проводят интервью с партнерами оцениваемых юрфирм, а исследование «Коммерсанта» сфокусировано на рекомендациях юридических консультантов по специализации в отраслях экономики <...>

Если в стратегии развития юркомпании есть ставка на международный аспект или участие в тендерах, то выбираются международные рейтинги, считает консультант по развитию юрбизнеса Наталья Клейн. Если компания ориентирована больше на российский рынок, то упор делаем на отечественные, добавляет она. При выборе рейтингов мы смотрим на различные факторы, утверждает Антон Коннов, управляющий партнер Allen & Overy в России: «История рейтинга, участники и направления права, которые исследуются, методология и значимость на рынке». А Вячеслав Хоровский, управляющий партнер московского офиса GRATA International добавляет, что они опираются еще на несколько факторов: объективность и репутация среди клиентов и в консультантской среде.

Читать материал полностью